Подрядчик на кровлю

Общение с фирмами, занимающимися кровлей, начинается, как правило, с того, что к вам как к потенциальному заказчику посылают сметчика для осмотра объекта и короткой беседы, а через несколько дней уже представят так называемую укрупненную смету будущей кровли. Но, как по казывает практика, приведенные в ней цифры зачастую весьма далеки от реальности, и действительные расходы могут превысить первоначальные наметки чуть ли не вдвое. Дело в том, что точная смета может быть составлена только после тщательного измерения объекта и расчета потребности в рабочих часах и, конечно, только после того, как будет выполнен и согласован проект будущей кровли. На все это обычно уходит не меньше одной-двух недель. Понятно, что проводить такой объем работ для заказчика, который, к тому же еще и не определился в выборе подрядчика, без гарантии оплаты не будет ни одна фирма. Поэтому и получила широкое распространение практика составления «укрупненной» сметы. И, несмотря на всю приблизительность этого документа, его действительно можно использовать в качестве одного из ориентиров при выборе подрядчика. Получив от каждого из потенциальных подрядчиков по «укрупненной смете» и сопоставив эти документы, можно узнать немало интересного. Только сравнивать нужно не итоговые цифры, а стоимость различных работ, например, стоимость укладки одного квадратного метра фальцевой кровли, установки отлива или капельника, установки водосточной трубы и т. д. И не забывайте, что сравнение должно быть корректным. А для этого нужно узнать, какой объем работ входит в указанную стоимость. Например, установка водосточной трубы традиционно подразумевает выполнение следующих операций:

Что касается качества исполнения той или ной работы, то вопрос этот не так прост, как может показаться на первый взгляд. Высокие требования, как правило, подразумевают, помимо профессионализма мастера, еще и проведение дополнительных подготовительных работ, существенно увеличивающих стоимость кровли. Например, для того, чтобы покрытие шашкой было идеально ровным, а фальцевые швы радовали глаз исключительной прямизной, необходимо перед укладкой кровли выполнить работы по обрешетке. Стоимость укладки одного метра кровли возрастает при этом на $5–10. Похожая ситуация и с пеленой, желобами и установкой мансардных окон. Вряд ли разумно требовать от мастера, чтобы картина лежала идеально ровно, если при этом сама обрешетка лежит волнами.

Составление укрупненной сметы покажет как минимум стоимость основных кровельных работ и цену целого ряда подготовительных операций. Эта информация может пригодиться и в дальнейшем.

Неплохим тестом для соискателя станет размер будущего аванса. Практически все кровельные фирмы начинают работы только после его получения. Не совсем понятно (за исключением подготовительного этапа — составления и подготовки проекта и его согласования в различных инстанциях), для чего берется предоплата. Нередко говорят о необходимой закупке оборудования и материалов. Но закупка и доставка материалов проходят совсем по другой статье.

Обычно стороны даже заключают между собой дополнительное соглашение на эту тему. Что касается оборудования, то что под этим понимать — молотки и киянки? Но затраты на такое «оборудование» редко превышают $100–200. А если электродрели, электрорубанки, перфораторы, спец. оборудование и т. п., то все это и так должно быть у любого подрядчика, существующего на этом рынке хотя бы несколько лет. Конечно, могут быть исключения, может возникнуть необходимость в использовании какого-нибудь слишком специального или слишком дорогого инструмента. Но это действительно исключительный случай, и конкретно по нему всегда можно договориться с клиентом. Подавляющее большинство (95%) кровельных работ успешно обходится стандартным набором.

Необходимость получения аванса подрядчик часто оправдывает сомнениями в том, что его работа будет оплачена. Получается, что он больше всех рискует, хотя в большинстве случаев происходит как раз наоборот. Заказчик, заплатив аванс (а иногда его размеры достигают 40–50%) намертво привязывается к своему подрядчику. И, как показывает практика, даже разочаровавшись в своем выборе, вынужден терпеть его, так как расторгнуть договор и вернуть деньги почти невозможно.

Более справедливой представляется «поэтапная оплата». Весь объем работ разбивается на этапы, и оплата производится только за завершенный этап. В этом случае стороны находятся почти в равных условиях— клиент и фирма в любое время могут прервать отношения, если одна из сторон нарушает свои обязательства. Фирма хотя и авансирует клиента, выполняя некоторый объем работ без предоплаты, но ведь и деление на этапы может быть сколь угодно частым, особенно в начальный период, когда стороны еще не уверены друг в друге. Например, работы по изготовлению деталей кровли, установке стропил, обрешетке выполняются очень быстро, а оплачиваются, напротив, очень хорошо. Да и результат этой работы очевиден. Впрочем, идеальной схемы оплаты просто не существует, ловкий субъект всегда найдет в любой из них немало способов, чтобы не заплатить или, наоборот, вытянуть как можно больше денег.

Требование крупного аванса нередко отпугивает потенциальных клиентов, поэтому некоторые фирмы используют более хитроумный ход. Вам могут предложить, например, вносить аванс в размере 40–50% стоимости, но не всех кровельных работ, а только одного этапа перед его началом. На первый взгляд эта схема оплаты кажется вполне приемлемой. Но разбивка на этапы может быть сделана таким образом, что для ритмичной работы (чтобы уложиться в разумные сроки — 2–3 месяца) необходимо «открывать» сразу несколько этапов и по каждому из них выплачивать аванс. Получается, что через три-четыре недели клиент выкладывает ту же половину стоимости кровельных работ, не имея еще ни одного даже промежуточного результата, который необходим хотя бы для того, чтобы окончательно убедиться в правильности выбора подрядчика.

Чтобы избежать таких фокусов, тщательно проанализируйте составленную смету и договор, обратив особое внимание на то, чтобы разбивка на этапы производилась не по видам работ — цеховые, плотницкие, кровельные и т. д., а так, чтобы подготовительные операции по каждому типу работ были включены в один этап. То есть смета должна быть составлена таким образом, чтобы приступать к следующему этапу только после завершения предыдущего.

Дополнительные работы. Так обычно называют работы, не вошедшие в основную смету. В тексте заключаемого между сторонами договора обязательно будет этот термин и специальный пункт, в котором оговариваются особые условия их оплаты. Например, размер выплачиваемого аванса перед началом дополнительных работ может достигать 100% их стоимости, а время, необходимое для их выполнения, обычно не включается в установленные сроки кровельных работ, отодвигая, таким образом, его окончание. Столь жесткие условия оплаты, больше похожие на штрафные санкции, обычно объясняют тем, что вносимые заказчиком изменения в согласованный проект и смету существенно выбивают исполнителя из намеченного графика и могут привести к необходимости пересмотра уже выполненного проекта. Действительно, редкий клиент не вносит множество изменений в уже согласованный проект, и происходит это на протяжении всего процесса кровли и даже на его заключительной стадии. Сплошь и рядом приходится слышать: «А вот это я хотел бы сделать подругому». И тут же начинает убеждать кровельщиков, что это очень просто — надо только здесь чуть-чуть убрать, здесь чуть-чуть подогнуть, чуть-чуть приподнять и т. п. Все эти переделки только на первый взгляд кажутся незначительными. Но порой мелкая работа тянет за собой еще целую кучу. Например заказчик решил перенести сливную трубу. Но под нее уже был создан слив, желоба сходились к этой точке. Если учесть что желоба ложатся прежде кровли – то нужно перебрать половину кровли из-за одной трубы.

В то же время подрядчик нередко использует дополнительные работы для изменения условий оплаты или увеличения объема работ. В этом случае занижение первоначальной сметы может быть и сознательной политикой фирм выполняющих кровельные работы. Прекрасно понимая, что большинство заказчиков проводит своеобразный конкурс на самую низкую цену среди многочисленных кандидатов, многие фирмы для того, чтобы выиграть его, сознательно идут на занижение расценок, но потом, уже во время кровельных работ, стараются «раскрутить» клиента на нужную сумму. Основная роль в этом процессе отводится дополнительным работам. Подобные хитрости ради получения заказа не столь невинны, как это кажется на первый взгляд. Казалось бы, какая разница, по какой графе проходят те или иные работы — основной или дополнительной. Если их действительно нужно делать, то не все ли равно, как оплачивать.

Все это так, но при большом объеме дополнительных работ (тем более что размер аванса почти всегда составляет 100% их стоимости) может возникнуть ситуация, когда еще в начальной стадии кровельных работ подрядчик уже получит большую часть денег. И, как показывает практика, интерес его к клиенту как-то сразу заметно угасает. Начинаются простои, мастеров время от времени увозят на другие объекты, а к вам каждый раз приходит новая бригада. В итоге кровля вместо предполагавшихся, положим, двух месяцев растягивается на полгода, и все это происходит почти без нарушений договора. Просто каждая дополнительная работа отодвигает сроки окончания кровельных работ. Начинаются бурные выяснения отношений, скандалы, и все это сказывается на качестве работ. Однако при внимательном отношении к делу таких ловушек можно легко избежать. Следует только уделить больше внимания подготовительному этапу, когда разрабатывается проект будущей кровли, на основе которого составляется смета расходов.

Составление дизайн-проекта требует от заказчика определенного умственного напряжения, внимания и проявления здравого смысла, поскольку именно на этом этапе во многом уже закладываются такие неприятные вещи, как перерасход сметы, увеличение сроков, да и многие потенциальные конфликты, которых в принципе можно избежать. Для начала четко объясните подрядчику, какой результат вы хотите получить и в какие сроки. Часто, чтобы сократить сроки, кровельные работы часто начинают без проекта, который делают параллельно с подготовительными работами. Практика показывает, что при таком подходе происходит как раз обратное — кровельные работы затягиваются, часть работ приходится переделывать. Раз нет четкого плана действий, нет и контроля со стороны заказчика. Грамотный и подробный проект поможет вам сохранить нормальные деловые взаимоотношения с подрядчиком.

При составлении проекта обратите внимание на следующий принципиальный момент:

Содержание проекта, особенно его инженерной части, должно включать и те ориентиры, по которым можно будет проконтролировать подрядчика практически на любом этапе. Чтобы вы могли проверить и оценить сделанное, качество кровли должно быть выражено в цифрах. В рабочих чертежах проекта должны быть указаны возможные допуски, за соблюдением которых можно и нужно следить.

Не каждый заказчик способен жестко отстаивать свои требования перед подрядчиком, профессиональная подготовка которого всегда значительно превосходит наблюдательность клиента. На его стороне опыт, а ваши возможности ограничены только экономическими средствами. Можно ли уравнять шансы? Конечно. Поручите контроль опытному профессионалу. Один из вариантов — пригласить прораба из конкурирующей фирмы. Главное, чтобы это был по-настоящему независимый контроль. Оплата таких услуг очень быстро оправдается. Только не впадайте в другую крайность — не следует считать мнение контролера истиной в последней инстанции, он тоже может ошибаться. Но даже спор между специалистами будет небесполезен, поскольку при наличии нескольких точек зрения вероятность принять правильное решение всегда выше.

Контроль, таким образом, не должен скатываться до уровня мелочных придирок. Тогда даже у самого отъявленного халтурщика ваша позиция встретит понимание — ведь вы всего лишь хотите получить за собственные деньги хороший результат. И не забывайте, что столь любимая всеми поговорка «Доверяй, но проверяй» говорит не только о важности контроля, но и о необходимости доверия.

Поставьте непременное условие для мастеров — соблюдение «сухого закона» во время работы на объекте.

Не стоит переоценивать роль договора, заключаемого между сторонами, пусть даже и юридически совершенного. Если фирма или частный мастер не дорожат своей репутацией, то даже этот документ не заставит их устранить брак. Иногда проще нанять других мастеров для его исправления.

Рабочие часто заинтересованы в выполнении не оговоренных ранее работ, поскольку оплата за них идет им прямо в карман. Гарантии фирмы на такие услуги не распространяются.

Телефон: (044) 362-10-70

      Добавить сайт в избранное

Почему мы

Наша главная специализация – фальцевая кровля. Мы не являемся посредником, мы являемся конечным подрядчиком, что отражается и на ценах. Мы - 100%-но независимы и не имеем никаких связей в любом другом бизнесе. Наш коллектив имеет уникальную возможность объединить многолетний опыт изготовления кровли со многими годами опыта управления проектами.

Подробнее ...

Собственный цех

Зачем кровельной компании иметь собственное производство?

Ассортимент готовых изделий от производителей кровельных систем подходит для большинства типовых проектных решений, но собственный цех дает ряд преимуществ.

Подробнее ...